- Нольде
- , Эмиль (Nolde, Emil), наст. фамилия Ханзен 1867, Нольде, Сев. Шлезвиг — 1956, Зебюлль, Шлезвиг-Гольштейн. Немецкий живописец и график. Представитель экспрессионизма. Обучался резьбе по дереву на мебельной фабрике и в Школе художественной резьбы во Фленсбурге (1884—1888), затем посещал художественную школу Ф. Фера в Мюнхене (1898—1900). В 1900-х совершил поездки в Вену, Швейцарию, Париж, где занимался рисунком в Академии Жюлиана (1899), в Италию и Копенгаген. В 1903 поселился на острове Альсен, а в 1906 примкнул к объединению дрезденских экспрессионистов "Мост", с которым был связан на протяжении полутора лет. Во 2-й пол. 1-го — нач. 2-го десятилетия XX в. сложился индивидуальный стиль, определилась характерная тематика художника. Уже ранние пейзажи Нольде поразили художников "Моста" полыхающими в них "красочными бурями", яростным бурлением цветовых масс (Сад у Бурхарда, 1907, Мюнстер, Вестфальский музей истории искусства и культуры; Сад цветов, 1908, Дюссельдорф, Художественный музей). К нач. 1910-х полностью складываются неповторимый творческий облик Нольде-экспрессиониста, драматическая напряженность его видения мира. В серии Осенние моря (1910—1911) он оперирует густо наложенными пластами красных, зеленых, ослепительно белых красок, тревожно вспыхивающих на почти черном фоне, создающих ощущение фантасмагоричности природы. Одновременно в работах, навеянных ночной жизнью Берлина (В ночном кафе, 1911; За столом с вином, 1911; Танец среди свечей, 1912, все — Зебюлль, фонд Нольде), появляется гротескно-фантастическое начало, получившее дальнейшее развитие в серии двухфигурных композиций с мифологизированными персонажами-масками (Воитель и женщина, 1913; Принц и наложница, 1918, обе — Зебюлль, фонд Нольде; Мечтатель, 1919, Ганновер, Музей Шпренгель). В этих картинах-антитезах художник создает гротескную типологию человеческих страстей и их столкновений в драматических ситуациях. Важнейшее место в творчестве Нольде этого периода занимает библейская тематика. К 1909 относится цикл из трех картин: Тайная вечеря (Причастие; Копенгаген, Гос. музей искусств), Троица (Берлин, Нац. галерея), Поругание Христа (Берлин, Музей "Моста"). В 1911—1912 Нольде создает одну из самых своих значительных работ — большой девятичастный полиптих Жизнь Христа для церкви Нойкирхе в Нибюлле, в котором евангельские образы, парадоксально сочетающие грубую первозданность с острой гротескностью, наделены неистовой силой эмоций — от радостного озарения до боли и страдания, а патетическая сила красок достигает своего апогея. Христианская тематика у Нольде непосредственно смыкается с сюжетами ночной жизни Берлина и с образами личной мифологии художника. В 1913—1914 Нольде совершил путешествие в Новую Гвинею в составе этнографической экспедиции. Маршрут пролегал через Россию, Корею, Японию, Китай. Богатые впечатления от знакомства с экзотикой Востока, культурой и бытом народов Океании выразились в пейзажах, натюрмортах с человеческими фигурами (Тропическое солнце, 1914; Семья, 1914; Натюрморт, 1915, все — Зебюлль, фонд Нольде). Вернувшись из поездки, Нольде в 1916 переселился в Утенварфе (Северный Шлезвиг), недалеко от его родной деревни. Здесь он оставался до конца жизни (с 1927 в доме Зебюлль, построенном по собственному проекту) и время от времени совершал поездки в европейские страны: Англию, Францию, Испанию, Италию, Швейцарию. В период 1920—1930-х Нольде продолжал работать над ранее сложившимся тематическим репертуаром: северные пейзажи, типы-маски, композиции на библейские сюжеты. Его живописная концепция не меняется, но формы становятся более обобщенными, фигуры стягиваются в плотную композицию (Искушение Иосифа, 1921; Иуда у первосвященников, 1922, обе — Зебюлль, фонд Нольде). В 1937 нацистские власти конфисковали 1 106 работ Нольде (часть из них была сожжена) и запретили ему заниматься творчеством. Художник продолжал работать втайне, прибегнув к технике акварели. Сотни листов, созданных в период 1938—1945, получили название Ненаписанных картин. Работая преимущественно на пористой бумаге, предварительно увлажненной, он виртуозно использовал богатые возможности акварели. Под его кистью спонтанно возникали туманные, волнующие пейзажи, распускающиеся цветы, задумчивые или смеющиеся лица, фигуры загадочных, фантастических персонажей. Случайные наплывы и сгущения краски в соединении с целенаправленными мазками придают форме особую суггестивную выразительность (Неравная пара, Мужчины и женщины, Горящая крепость, Море и красное солнце, все — Зебюлль, фонд Нольде). После окончания войны, между 1945 и 1951, Нольде написал более 100 полотен по мотивам "ненаписанных картин". По его завещанию, в Зебюлле был основан музей — фонд Ады и Эмиля Нольде.Лит.: Эмиль Нольде. Полотна. Акварели. Графика: Каталог выставки. М.; Л., 1990; Emil Nolde. Mein Leben. Koln, 1976; Haftmann W. Emil Nolde. Koln, 1958; Haftmann W. Emil Nolde. Ungemalte Bilder. Koln, 1963; Bradley W. S. The Art of Emil Nolde. Ann Arbor, 1985.В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.